Статьи и переводы по вопросам семьи и брака

Федор Буве. Супружество. (Глава из книги. Перевод)

Любовь и супружество

Ошибка в выборе супруга происходит из-за нарушения трех существенных истин:
1. Супружество – это не исключительно экономический, психологический или сексуальный союз. Это всеобъемлющее единство жизни, которое включает и изменяет все стороны человеческого существования.
2. Брак, следовательно, не является делом исключительно мужчины и женщины. Семья – это живой член человеческого сообщества. Отношение между супругами определяют и их связи с обществом, а средства, какими они воспитывают детей, предопределяют будущее общества.
3. Супружество не возникает автоматически из порывов и чувств человека. Наоборот, предполагает постепенное преображение человека в новый образ существования. Жизнь в супружестве подобна жизни растущего организма: постоянное изменение вещества и энергии, пожизненные вариации образа, бесконечный бунт. Если же супруги уверились, что достигли совершенства и больше не имеют нужды в изменении, их брак обречен на умирание.
Эти три истины тесно связаны между собой. Поэтому мы не станем обсуждать их разрозненно, но постараемся обсудить их в русле классических проблем брака, чтобы обнаружить новые связи и непредвиденные решения. Начнем же мы с разрешения существенных предостережений, отыскав их значение для проблемы в целом.

Беседа о. Константина Федорова о семейной жизни. (Перевод)

Беседа о. Константина Федорова о семейной жизни.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Брак – это таинство, одно из семи таинств Церкви. Как мы знаем, первое чудо, которое совершил Господь, было в Кане Галилейской, где Он превратил воду в вино (Ин. 2:1-11). Как учит Церковь, это благословение института брака. Господня молитва: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21) - это призыв к единству всех христиан. Но тем паче такое единство должно осознаваться в браке. Господь говорит, что в браке муж и жена становятся едиными, но не только душевно, а еще и телесно. Мы все должны быть едины в духе. Это не значит, что мы не можем воспринимать вещи по-иному, иметь разные взгляды, но у нас один Руководитель, Сам Господь. Он создал Церковь и сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Ветхозаветные постановления никогда не выполнялись полностью до пришествия Христа. Он исполнил Закон и начал новую эру Церкви, поскольку как ветхозаветная, так и новозаветная Церкви – это Его Церковь. Он даровал нам принципы, по которым жить. Когда один из книжников спросил Его, в чем состоит исполнение заповедей, Господь ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37). У нас есть заповеди блаженства, и нельзя, говоря о супружестве, не говорить о Православии, не говорить о том, что значит быть православным.
Священное Писание учит, что мы должны любить друг друга, быть едиными. Какова цель православного? Какова цель супружества? Какова цель нашей жизни? Цель нашей жизни – это приготовить себя к Царствию Небесному. Вы мне можете возразить, что мы не можем всегда думать о Царствии Небесном. Но я отвечу: можем (1 Фес. 5:17 – «Непрестанно молитесь»). Согласно учению Церкви мы должны смотреть на все через призму вечной жизни. И тогда все преображается, мы двигаемся в другом направлении, чем мир (Ин. 15:19 – «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир»). Мир ищет комфорта и счастья, мир хочет быть счастливым. И есть ли кто-нибудь, кто не хотел бы быть счастливым? Но мир не хочет счастья по установлениям Божиим. Мир хочет счастья по собственным установлениям. В этом существенная разница. Если мы счастливы по установлениям Божиим, то мы счастливы и для вечности. И тогда наше счастье не прекратится, и никто не может забрать его от нас. Но если мы ищем временного счастья, не принимая установлений Божиих, то мы будем несчастны, не зависимо от того, сколько бы мы ни пытались сколотить счастье. Сейчас, особенно среди подростков, много самоубийств, люди теряют устои, не могут найти то счастье, которое ищут. И чем больше мы хотим осуществить свои стремления, которые, как мы думаем, приведут нас к счастью, тем вернее промахиваемся. Разве мы не слышим Священное Писание, которое еще с Ветхого Завета учит нас, что все суета сует. Мы знаем, что все суета, все наши чувства – суета (ср. Экклисиаст).
Удовлетворить чувствам невозможно: чем больше мы им удовлетворяем, тем больше мы хотим. И этому нет конца. В конечном счете, мы сдаемся, впадаем в отчаянье и не видим, ради чего еще жить. Поэтому мы можем удовлетворить всем своим потребностям, следуя заповедям Христовым (Ин. 13:34 – «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»).
И прежде всего мы обращаемся к заповедям блаженства, в которых Господь указует нам жизненный путь (Мф. 5:12).
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:1). Церковь учит, что нищета духовная – это осознание, что без Бога, без помощи Божьей мы – ничто. Пророк Давид называл себя «червь, а не человек» (Псалом 21:7), и мы знаем, что мы «земля и в землю отидем». Так зачем тогда придавать только внимания нашим пяти чувствам? Зачем позволять им контролировать нас вместо того, чтобы контролировать их?
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» - над этим надо начать работать. Говоря о супружестве, мы должны понять, что будем счастливы только, когда осознаем, что без Бога мы ничто.
«Блаженны плачущие, ибо они утешаться» - мы не можем достичь счастья в супружестве, если не исполним все блаженства. Мы должны плакать о своих грехах, осознавать свои страсти, наши стремления, которые не благословлены Богом. Мы должны это осознать и испытать раскаянье, оплакать грехи. Когда мы видим, что супруг или другие члены семьи отходят от заповедей Божьих, мы должны скорбеть об этом, должны просить Бога помочь нам. Мы должны молиться друг за друга.
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Брак не продержится, если вы не научитесь смирению. Ни одни человеческие отношения не будут долговечными, если вы не научитесь быть кроткими, если вы не научитесь не обижаться, когда муж повышает голос на жену или жена на мужа (в последнее время, когда женщины забыли, что муж – глава семьи, и такое часто случается). Мы должны быть кроткими и осознать, что то, что с нами происходит, мы сами заслужили. Иногда муж говорит: «Я ничего плохого жене не сделал, у нее нет причины бросать в меня тарелки и потом заставлять убирать все это. Это уже слишком». Но дело в том, что это не слишком. Мы должны научиться, что если в вас летит тарелка, это, может, и не за то, что вы сделали что-то своей жене, а за что-то, что сделали много лет назад, например, когда бросили тарелку в брата или в сестру, и теперь это возвращается. У Бога нет времени. Для Него равнозначно то, что вы сделали вчера или будете делать завтра. Может, вы получаете наказание за то, что сделаете завтра, и это здорово.
Когда возникает скандальная ситуация в семье, супруги начинают защищать свои права. И так их учит мир, чтобы бороться за свои права. Но это в корне неверно. Не вы должны бороться за права, пусть Бог защитит их. А вам следует поступать по заповеди, быть кроткими. И вы увидите, что если исполните то, что просит Бог, то наследуете землю. Вы будете смиренны и кротки, станете принимать все упреки супруга, тогда ваш брак никогда не разрушится. И даже если Ваша жена весит 150 кг., а Вы всего лишь 100, Вы не должны забывать, что жена – немощный сосуд. Это не значит, что она ниже, чем мужчина, она просто немощнее. Поэтому нельзя расстраивать ее. Надо принимать все по-мужски. Мужественней стерпеть, чем давать сдачу. Дать сдачу – это очень легко. Но когда мы не даем сдачу, мы имеем благословение исполнения заповеди Божией: «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».
Чтобы сохранить супружество, нам нужно соблюсти и следующую заповедь: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Мы должны искать волю Божью, должны понять, что Бог хочет от нас. Вы не можете сказать: «Я знаю все, что должен делать в семье». Вы никогда этого не сделаете. Надо находиться под руководством Церкви, под руководством Бога. Нам необходимо посещать церковь, слушать, что говорит священник, соблюдать установления Церкви и изучать священное писание, творения святых отцов. Мы должны стать православными прежде, чем мы соберемся создавать семью, особенно сейчас. И тогда мы будем счастливы.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Нет лучше места, чем в монастыре или в семье, чтобы научиться быть милостивыми. Когда вы внимательно приглядитесь, осознаете, что ваш партнер, в конечном счете, не такой замечательный человек, как вам казалось перед супружеством. Это большая иллюзия: когда мы встречаемся, то, влюбляясь, чувствуем, что с этим человеком хотели бы прожить до конца жизни. Почему? Потому что он «такой же, как я, у нас все одинаковое…» И много других причин, но все они неверные, не достаточные для супружества. Нам надо знать, что мы себя обманываем, или же общество нас обманывает, когда учит бороться за собственное счастье. Общество учит искать свою волю, но чтобы быть счастливым, надо исполнять волю Божью и отказаться от собственной воли, если она идет в противовес воле Божией.
Итак, мы должны быть милостивыми. Когда мы видим, что супруг не выполняет заповедь Божью, то первая реакция может быть: «О, этот человек нехорош, он не знает ничего о Боге…» И тогда мы попадаем в фарисейскую ситуацию, когда начинаем презирать своего супруга. Но как только мы осуждаем, мы теряем милость Божью. Святые отцы учили, что когда мы осуждаем, то нас постигает тяжесть Божьего суда. И, таким образом, мы не можем быть счастливы.
Наше счастье, как православных христиан, состоит в способности чувствовать милость Божью. В этом состоит счастье. Если мы можем угодить Богу, мы счастливы. В противном случае, мы стремимся к чему-то несуществующему. В тот момент, когда мы осуждаем супруга или детей, мы теряем это счастье. Ведь Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете». И в Господней молитве мы читаем: «Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6:9).
Когда Вы не прощаете супругу, Вы духовно умираете.
Мир сегодня, живущий без Бога, духовно мертв. Такими становимся и мы, когда теряем благодать Божью. Единственная возможность сохранить благодать – научиться прощать друг другу, не осуждать.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Только исполняя предыдущие пункты, мы можем почувствовать слова молитвы, можем начать беседовать с Богом. Тогда Вы увидите Бога во всем творении, увидите Его творение в своем супруге. И тогда Вы будете в состоянии прославлять Бога каждый день за то, что Он даровал Вам супруга, детей, соседей. И тогда Вы будете в состоянии по слову ап. Павла «Радоваться всегда о Господе». И это замечательное состояние. Тогда никто не сможет разрушить ваш брак.
«Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими». Вам надо научиться быть миротворцами. Когда муж приходит с работы в раздражении, жена должна уметь успокоить его, вернуть ему мир душевный. Но в реальной жизни происходит другое: муж приходит с работы раздраженный, а жена сама раздражена поведением детей и ожидает, что он придет и принесет мир в семью, и начинает причитать: «Эти твои дети весь день хулиганили…» И у вас вместо мира в семье вражда. Либо вы будете чувствовать блаженство в семье, либо ад. Надо нести мир в семью, если мы хотим соблюсти заповедь.
«Блаженны изгнанные правды ради, ибо тех есть Царство Небесное». Цель брака – помочь супругам достичь Царства Небесного. И не обманывайтесь: нет другой причины для брака. Вы возразите, что брак создан для продолжения рода. Да, конечно, это тоже включено. Но для кого же дети? Мы должны возрастить детей для Бога, это новые души, которые должны начать жить для вечности. Вам дан дар: Бог благословляет брак дарованием детей. В современном мире такая точка зрения не приемлется. Люди говорят, что сами контролируют рождаемость детей. У меня есть новость для тех, кто ее не знает: Бог дает жизнь. Вы можете стараться сколько угодно, но ничего у вас не выйдет, если Бог не благоволит, чтобы у вас был ребенок. И вы можете предохраняться сколько угодно, но если Бог увидит, что вам нужен ребенок, у вас он появится. Бог контролирует жизнь. Не обманывайте себя. Мы верим, что Бог всемогущ. И неужели такое важное дело, как создание новой жизни, может обойтись без Него?
«Блаженны изгнанные правды ради»: Вам надо привыкнуть к тому, что Вас может преследовать супруг за исполнение заповедей Божьих. Вы скажете, что имеете православных супругов, разве надо им объяснять православные ценности? Но разве не подобны мы калейдоскопу, разве не меняемся каждую минуту? Одну минуту Вы можете говорить с женой, а через минуту уже не можете. Временами Вы слышите, что она говорит, а временами она может говорить сколько угодно, а Вы даже не услышите ее слов. Приговаривая «да, да, дорогая», Вы не слышите ничего из того, что она говорит. Что же происходит? Разве вы не любите ее? Православная любовь – это жертвенная любовь. «Нет больше той любви, когда кто положит душу за ближнего» - говорит Господь. Он Сам отдал свою жизнь за нас. И Он ожидает, что мы последуем Его примеру. Он говорит: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Истинная любовь к супругу состоит в том, чтобы осознавать интересы супруга более значимыми, чем ваши собственные. Но Вы говорите: «Отче, я – глава семьи, она должна делать, что я хочу». Но вспомним слова Писания, что мы должны быть в послушании друг ко другу. Часто жены не хотят быть в послушании у мужей. Но тогда следует спросить: «Зачем ты выходила за него замуж?» «Ну, у него темные глаза, он симпатичный, у него хороший доход… И потом я влюбилась. Мы все влюбляемся, и не можем ничего с собой поделать. Как говорит русская поговорка: «Любовь зла, полюбишь и козла». И действительно, это происходит. Сейчас по радио и телевиденью мы только и слышим песни о любви: как это прекрасно полюбить, что мы оказываемся в сказочном мире… И, к сожалению, ни одна из этих песен не говорит о том, что мы влюбляемся сегодня, а завтра разлюбляем. И тогда нам надо снова кого-то искать, чтобы влюбиться. И есть такие бедные души, которые меняют супругов, как меняют перчатки. И это ужасно, поскольку для них брак не священен.
Если бы мы соблюдали все эти заповеди блаженства, то разводов бы не было. На этом основании должен строится брак.


Аскетизм в семейной жизни (Статья)

Брак в конце XIX - начале XX в.

Симеон Крагиопулос. Юность, брак, безбрачие (Главы из книги, перевод)

Половое воспитание в России. История вопроса (Статья)

Hosted by uCoz