ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА 

Вопрос о половом воспитании в России имеет долгую историю. В дореволюционной России был накоплен богатейший опыт подготовки молодежи к семейной жизни. Опыт наших предков воспитывал в детях будущих заботливых родителей. Сексуальность, интим оставлялись для спонтанного проявления, диктуемого самой природой и любовью супругов. Воспитание шло через народные сказки, в которых свадебный пир целомудренно заканчивал повествование, а брачные отношение оставались задернутыми занавесом скромности. Деды и прадеды наши хорошо осознавали иерархию ценностей в отношениях между полами: основа всего – любовь и жертвенность, а сексуальность служит «надстройкой», завершением этих глубоких человеческих чувств.
Революционные события 1917 года «отменили» авторитет Церкви. Революционная пора дала место распущенности и насилию, но как только жизнь молодого советского общества вернулась в мирное русло, стал вопрос о стабилизации половой жизни. В 20-х годах появилось «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата»:
1. Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата.
2. Необходимо половое воздержание до брака, а брак – лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (т.е. 20–25 лет).
3. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой, всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
4. Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих.
5. Половой акт не должен часто повторяться.
6. Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.
7. Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).
8. При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка – и вообще помнить о потомстве.
9. Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специального полового завоевания.
10. Не должно быть ревности.
11. Не должно быть половых извращений.
12. Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая [цит. по 1].
Как видим, те же самые ценности супружества, даже полового воздержания до брака и рассмотрение «полового акта как конечного завершения любви», т.е ценности исконные, даже христианские проглядывают в этих пролетарских «заповедях».
Тема полового воспитания во всей полноте нашей отечественной традиции раскрыта классиком российской педагогики А. С. Макаренко. Приводим выдержки из его труда «Книга для родителей»:
«Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-нибудь прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным. Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве. Половое воспитание и должно заключаться в воспитании того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием. Уменье владеть своими чувствами, воображением, возникающими желаниями – это важнейшее уменье, общественное значение которого недостаточно оценено. Мой опыт говорит, что специальное, целеустремленное так называемое половое воспитание может привести только к печальным результатам. Оно будет «воспитывать» половое влечение в такой обстановке, как будто человек не пережил длинной культурной истории, как будто высокие формы половой любви уже не достигнуты во времена Данте, Петрарки и Шекспира, как будто идея целомудренности не реализовалась людьми еще в древней Греции…
Половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим обособленно от всего развития личности. И поэтому любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения, Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая…
Половой инстинкт, инстинкт огромной действенной силы, оставленный в первоначальном, «диком» состоянии или усиленный «диким» воспитанием, может сделаться только антиобщественным явлением. Но связанный и облагороженный социальным опытом, опытом единства с людьми, дисциплины и торможения, – он становиться одним из оснований самой высокой эстетики и самого красивого человеческого счастья.
Семья – важнейшая область, где человек проходит свой первый общественный путь! И если этот путь организован правильно, правильно пойдет и полове воспитание. В семье, где родители деятельны, где их авторитет естественно вытекает из их жизни и работы, где жизнь детей, их первые общественные движения, их учеба, игра, настроения, радости, огорчения вызывают постоянное внимание родителей, где есть дисциплина, распоряжения и контроль, в такой семье всегда правильно организуется и развитие полового инстинкта у детей. В такой атмосфере сдержанности и чистоты проходит половое воспитание в каждой семье. Никакая философия, никакая словесная мудрость не принесет пользы, если в семье нет правильного режима, нет законных пределов для поступка» [2].
После Октябрьской революции половое воспитание изучалось в рамках педологии (науки о детях), т. е. комплексно, с использованием психологических, анатомо-физиологических, социологических и др. знаний. В 1936 году педология потерпела репрессии как «псевдонаука».
В конце 60-х годов ХХ века в России после долгого перерыва в школьное образование вновь стали вводиться различные формы полового воспитания: курсы «Основы советской семьи и семейного воспитания», факультативные курсы и клубы.
В 1982 году Министерством просвещения СССР и Академией педагогических наук СССР была выпущена типовая программа «Этика и психология семейной жизни» [3] для старшеклассников. Она широко внедрялась в общеобразовательных школах в течение десяти лет и получила положительные отзывы у учащихся и педагогов. Дополнения к программе курса «Этика и психология семейной жизни» были сделаны в 90-х годах доктором психологических наук, старшим научным сотрудником Института психологии РАО Т. А. Флоренской с учетом современных духовно-нравственных и социальных проблем семьи. Эта программа ставит своей основной целью формирование психологической готовности ко вступлению в брак и направленной на повышение ценности семьи, включая ценности материнства и отцовства. В русле этой традиции в 2004 году вышел курс лекций священника Ильи Шугаева «Брак, семья, дети... (беседы со старшеклассниками)» [4]. Этот курс, неоднократно прочитанный его автором в Талдоме, ставит своей целью воспитать в старшеклассниках ответственных, терпеливых и порядочных людей, избежать конфликтов в семье и психологически подготовить себя к семейной жизни. «Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? Из созерцания своих вечно скандалящих родителей и с голубого экрана. О том, что брак может быть вечным, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, им остается только мечтать, ибо своими глазами они этого не видят. Задача, которую я ставил себе, идя на лекции, была очень простой, – засвидетельствовать о том, что все это реально есть, о том, что вы сможете полюбить по-настоящему, и вас могут полюбить так же. Но любовь – это труд» [4].
С «Перестройкой» в нашу страну начинает внедряться западная система ценностей, и, в частности, происходит постепенная подмена этики и психологии семейной жизни «секспросветом».
В начале 90-х годов Российской ассоциацией планирования семьи (РАПС) была разработана программа полового воспитания, которая стала реализовываться на государственном уровне. Согласно этой программе снималось чувство «ложной стыдливости», вырабатывались навыки «безопасного секса» и т.д. В 1996 году внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций.
В последние годы половое воспитание в государственных полностью заменено преподаванием предметов «Сексология», «Основы здорового образа жизни», «Планирование семьи», «Уроки здоровья», «Гигиена», «Половое воспитание», «Лекции о СПИДе» и т.д. Зачастую по инициативе администратора школы дети посещают разного рода занятия, семинары, уроки в так называемых «Медико-педагогических школах», центрах «Планирования семьи» и т.д. Учебные программы Центра «Холис» также имеют целые блоки по секспросвету, включая подробности половых (гетеро- и гомосексуальных) отношений. Учебные разработки подобного рода разрушают традиционные ценности семьи . Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 7 класса [5]. Открываем книгу на разделе «Основы репродуктивного здоровья подростков». Вот ее главы: «Влюбленность и эротика», «Половая система человека и проблемы сексуальных отношений в подростковом возрасте», «Беременность и подросток».
В 2000 году Россия подписала Европейскую социальную хартию, международный договор, направленный на обеспечение социальных прав населения. В числе услуг просветительского характера Совет Европы называет обязательное сексуальное просвещение в школе в рамках учебного плана. Ратифицировав пункт 2 статьи 11 Европейской хартии, Россия обяжет себя ввести сексуальное просвещение в школе в рамках учебного плана [6].
Насколько оправдано «изменение нравственных ориентиров» для русской культуры? Научные исследования, проведенные еще в 60-80-х годах ХХ столетия, доказывают определяющую роль национально-государственного и этнического факторов в культуре. «В исследованиях Г. Хофштеде [11] было установлено, что индивид получает из своей национальной культуры в форме фундаментальных ценностей серию подсознательных установок, которые действуют во всех сферах личностной жизнедеятельности [7]. Потеряем ли мы безвозвратно наши исконно русские традиции семьи? Оторвем ли от «корней» будущее поколение? Сделаем ли детей изгоями в родной стране?...
«Сексуализируя детское сознание, дезориентируя ребенка в становлении психологического пола и адекватной полоролевой позиции, мы, взрослые, во-первых, крадем у него ощущение его уникальности как мальчика или девочки, лишаем его в будущем полноценных любовных переживаний, в том числе и сексуальных. Недаром только запретный плод – сладок, а доступный – вдруг покажется кислым и горьким» [9]. Опошлить можно все, даже святое и наивное. Но принесет ли счастье знание, не подкрепленное мудростью? Не случайно ведь плод познания добра и зла стал последним из съеденных прародителями в раю.
«По библейскому воззрению, брак – остаток рая на земле, тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами, потому что разделение и рознь прекращается в браке, когда двое становятся "едина плоть", единая личность, душевно-духовно-телесное единство» [10]. Неужели этот последний оазис любви будет попран в детских сердцах?

Литература.
1. «Революция и молодежь», М., 1924.
2. Макаренко А. С. Собр. соч. в 4-х томах. Том 4. М., 1987.
3. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.
4. Шугаев И. Брак, семья, дети... (беседы со старшеклассниками) М., 2004, интернет-версия на сайте http://bookz.ru
5. Вангородский С. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2004.
6. http://www.r-komitet.ru/school/sex/razdel/obj
7. Крыгина Н. Проблема полового воспитания в России. / http://www.kolybel-ekb.ru
8. http://oodvrs.ru/article
9. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода. / http://www.studzona.com
10. Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, без года. Цит. по http://www.krotov.info
11. Geert Hofstede. Cultural Dimensions. / http://www.geert-hofstede.com

Hosted by uCoz