О. Симеон Крагиопулос. Юность, брак, безбрачие (главы из книги, перевод).  

О. Симеон Крагиопулос.
Юность, брак, безбрачие.
Дар монашеской и супружеской жизни как пути ко спасению.

Вступительная заметка греческих издателей.

Когда о. Симеон начал проводить в лектории фессалонитской митрополии специальные лекции, обращенные к студентам, то первая тема, которую он затронул и продолжал развивать два последующих года, носила название: «Юность, брак, безбрачие». В последующие годы, вплоть до 1995 года, он в рамках своих лекций затронул и многие другие темы.
Приготовление к изданию бесед о. Симеона за два года нас побудило сгруппировать материал по трем частям: юность, анима-анимус, брак-безбрачие. Мы посчитали, что для читателя будет проще, если мы разделим этот материал по томам. Поскольку содержание некоторых бесед не ограничивается одной из названных тем, а включает две или все три, то мы соединили их в отдельные части.
Относительно тематики бесед сам лектор однажды сказал: «Все, о чем мы говорили эти два года, было введением». И действительно, эти беседы являются большим введением в вопросы юности, брака и безбрачия, поскольку сам лектор не задавался целью их исчерпать, да это и не возможно.
В последующие годы лектор многократно возвращался к названным темам, и особенно к вопросу брака, который исследовал обстоятельно при толковании восьмой главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Мы надеемся со временем издать и эти беседы.
Особо мы хотели бы подчеркнуть следующее: Во-первых, современный читатель, встречаясь с определенными темами, как например, гражданский брак, атеизм, состояние монашеской жизни в Греции и т. д., должен иметь в виду, что беседы произнесены в 70-х годах. Во-вторых, тематика бесед настолько очевидна, что нет смысла пояснять их. Предоставим возможность самим беседам обращаться к читателю. Хотелось бы только подчеркнуть, что хоть данные беседы и обращены к молодежи, они касаются не только их. Они могут быть полезны для всех, кто был когда-то молодым и уже выбрал свой путь – супружеской жизни или безбрачия. В-третьих, и это особо подчеркнуто в беседах, каждый христианин, живущий в браке или безбрачии, может спастись, поскольку и супружеская жизнь, и безбрачие имеют благодать Божию и являются путями ко спасению.

Восполнение человека в браке.

Чего-то не хватает мужчине, в чем-то испытывает недостаток женщина.

Человек, хоть и рождается немощным, призван достичь совершенства, полноты. С младенческого возраста он постоянно совершенствуется. И, как мы знаем, человек достигает совершенства, полноты в браке. Все предшествующее, что происходит с человеком до брака, устремлено к тому, чтобы приготовить его к браку. В этом таинстве, если человек достаточно к нему готов, он становится зрелым, совершенным. Такова теория.
Согласно тому, что говорит нам Ветхий Завет ( см. Быт. 2:21-23), мужчина, когда достигает зрелости, испытывает чувство, что ему чего-то не хватает. По моему смиренному представлению в этом чувстве сокрыта вся психология мужчины. Чего-то не достает, и этим чем-то является его спутник, женщина. И наоборот, женщина чувствует, что кто-то в ней испытывает нужду. Поэтому сильно отличается психология одного пола от психологии другого. Два человека, когда вступают в супружеское единство, не смогут обрести совершенного взаимопонимания, если забывают о разнице их психологии.
Это имеет большое значение. Как я думаю, в названных строках из книги Бытия сокрыта психология мужчин и женщин. Не случайно, что Бог прежде создал Адама, а затем взял от него часть. И даже если не понимать дословно этот эпизод, а трактовать его образно, он не теряет своего значения и носит глубокий смысл.
Поэтому человек в браке достигает совершенства, полноты. Мужчина находит того, кого ему не доставало, женщина обретает того, кто в ней испытывал нужду. Но это не безусловно. Человек достигает полноты в браке, когда брак благословлен с Богом, в конечном счете, когда брак заключается и с Богом. Если этого не происходит, и человек остается только в биологической и психологической среде, тогда в сущности ничего не изменяется: не только совместная жизнь супружеской пары становится невыносимой, но и жизнь вообще будет неинтересной.

Основание брака на Святой Троице.

Человек создан по образу Божию. Святая Троица есть три Лица, не одно. Один Бог в трех Лицах. Люди, составляющие человечество, не есть одно лицо, но множество. Одно человечество, но множество лиц, и каждое может стать истинным человеком только тогда, когда имеет основание на Святой Троице. Пример этому – святые апостолы.
Ученики Господни стали истинными людьми главным образом в день Пятидесятницы, когда сошел на них Святой Дух и окончательно утвердил их в Святой Троице, согласно с молитвой, произнесенной Господом: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21-22). Господь в Своей молитве просил, чтобы люди были едиными в Святой Троице, чтобы были утверждены на Святой Троице. Апостолы и верующие рядом с ними действительно утвердились на Святой Троице, и воистину Церковь стала образом Святой Троицы, образом Божьим. Таким образом, действительно ученики и в целом верующие стали истинными людьми. Только так отдельные люди и человечество в целом стали личностями, обрели себя.
Итак, не может существовать единства, не может быть объединенного человечества, не может быть истинного единства людей, если это единство не основывается на Святой Троице, и если не вдохновляется, не наполняется жизнью свыше. В случае с браком и один и другой пол с младенческого возраста ото дня в день приближается к полноте, к зрелости, и достигает их в браке. Но полностью это происходит только тогда, когда брак основан на любви Божьей, на Святой Троице. В конечном счете, супружеская пара обретает полноту настолько, насколько некоторым таинственным образом совершает брак с Богом. Иными словами, супружеская пара все более утверждается в Боге, воодушевляется и оживляется Богом. Поэтому не безусловно, что в браке человек достигает полноты, поскольку сам по себе брак не обладает такой силой.
И как сам по себе кусок железа не есть огонь и становится огненным только в сочетании с огнем, так и брак, не смотря на все свои преимущества, не имеет сам по себе силы даровать двум людям полноту, и дает ее только тогда, когда основан на Святой Троице.


Брак как дар Божий.

Поэтому и вне брака человек достигает полноты, становится совершенным, когда соединяется с Богом. Так что можно и вне брака достичь полноты и совершенства, и даже достичь большего. Мы подошли к опросу о безбрачие.
Может ли человек оставаться безбрачным? Может ли избежать брака? Или же ему необходимо вступить в брак?
Из известного мне, прочитанного и увиденного, брак является даром Божьим. И хотя брак с Богом является совершенством, земной брак не перестает быть даром свыше.
Таково положение дел поле грехопадения, и если бы не было брака, большинство людей походило бы на диких животных. Брак, не смотря на все свои недостатки, умиряет, сглаживает острые углы в человеке, делает его человеком. С этой точки зрения брак есть дар Божий, и можно предположить, что именно по этой причине Господь установил брак как таинство.
Монашеский постриг не является таинством. Он имеет свою каноническую силу, так что им нельзя пренебречь, но не является таинством.
Каким было положение дел до грехопадения, мы не знаем. Святые отцы согласны в том, что брак дан падшему человеку по снисхождению. Современному человеку трудно с этим согласиться. Однако, после грехопадения брак стал неоспоримой реальностью, даром Божьим, который Господь сделал таинством.

Брак смягчает человека.

Человеку следует быть особо внимательным прежде, чем он решится не вступать в брак. Пусть он спросит себя: «Почему я это делаю?» Если его призывает Бог, если в нем есть стремление заключить брак с Богом, то пусть не колеблется и ведет безбрачную жизнь. Но если нет такого стремления, то может, болезненные наклонности побуждают человека не вступать в брак. Следует быть внимательным, чтобы не оказаться вне этого таинства, ведь, пребывая вне, человек лишает себя и брака с Богом и элементарного человеческого общения, какие бы он имел в браке.
Кроме физического единства, какое существует в браке, вся жизнь такова, что смягчает, смиряет человека, делает его более человечным. Например, преподаватель университета, если б оставался одиноким, то с трудом бы избавился от своего высокомерия, с трудом бы бросил взгляд на других людей. Теперь же, поскольку вступил в брак, хочет он этого или не хочет, но вынужден находиться в таких условиях, которые его смиряют, смягчают, и, таким образом, притупляют его высокомерие.
Когда был жив Кеннеди да и после его смерти, в газетах печатали фотографии, где один ребенок тянул его за ухо, другой сидел на груди. И это было не только развлечение. Такая жизнь помогает быть более человечным, лучше понимать других людей.
Поэтому следует хорошенько подумать прежде, чем отказаться от великого дара супружества. Можно отказаться от брака только в том случае, если заключен брак с Богом. Но также надо внимательно относиться к тому, когда и как вступать в брак. Необходимо помнить о разнице между мужским и женским мировоззрениями, стремиться к собственной целостности, следить, чтобы достижение зрелости проходило гармонично и естественно.

Внимание в выборе супруга.

Необходимо быть внимательным при выборе будущего супруга, увериться в истинности того, что делает другой, насколько подходят друг другу оба, поскольку не исключена возможность ошибки.
Бывает, что свекрови жалуются на невесток, словно невестки их обманули. Но разве свекрови, их сыновья и другие родственники не видели и прежде невестку, разве не они ее выбирали? Или глаза их подвели? То же относится к теще и ее дочери, когда они видят, что ошиблись.
Поэтому в ответе и тот, кто жалуется, за неудачный выбор. Надо быть внимательным и сделать все необходимое, чтобы узнать психологию своего пола и личные наклонности. Когда юноша чувствует симпатию к девушке, пусть прежде размыслит, какое чувство влечет его к ней. То же относится и девушке.
Здесь надо затронуть понятие анимус и анима. Каждый мужчина имеет в себе женское начало, аниму, а каждая женщина – мужское, анимус. Позволю себе некоторое теоретическое отступление. Мужчина психологически никогда не является только мужчиной, но имеет в себе нечто от другого пола. Это и есть анима. То есть, на 80% он вмещает мужское начало и на 20% - женское. Бог так создал. Если бы мужчина не имел анимы, то был бы черствым человеком, без сострадания, без чувствительности и без многого другого. И если бы женщина не имела анимуса, то не имела бы ни разума, ни силы. Бог знал, что делал.
Кроме того, если бы в мужчине не было женского начала, а в женщине мужского, то не возможен бы был между ними диалог, не было бы общения, союза и истинного брака. То, что имеет один от противоположного пола, и создает точки соприкосновения. Как раз поэтому и не возможно общение с животным, ведь у нас с животными нет точек соприкосновения. Два человека не смогут договориться, придти ко взаимопониманию, если нет в них чего-либо общего, нет точек соприкосновения.
Итак, анима в мужчине и анимус в женщине – это те самые точки соприкосновения, которые помогают им придти к диалогу и иметь общение. Когда же анима или анимус не имеют правильного развития, когда они сформировались негармонично, когда находятся в ущербном состоянии, тогда противоположный пол воспринимается исключительно в определенной роли. Надо помнить, что ущербное, неестественное вызывает страсть. Женщина может занять для мужчины роль экрана, и наоборот. Мы-то понимаем, что одно – это экран, и совсем другое – это то изображение, которое на него проецируется. Но в случае с анимой человек не может различить их и отождествляет одно с другим. Так возникает любовь с первого взгляда, люди женятся, но через короткое время осознают, что нисколько не подходят друг к другу.
Я думаю, что даже среди глубоко верующих людей могут произойти такие недоразумения. Поэтому необходимо всегда помнить об этом и не руководствоваться разными образами и болезненными состояниями, какие могут существовать в душе.

Зрелость для брака.

Следует со вниманием отнестись ко времени вступления в брак.

Человек должен быть готов к браку, быть достаточно зрелым для него, а не руководствоваться лишь страстными порывами. Когда кто-то еще не созрел чувствами, разумом, волей, то лучше ему воздержаться от брака даже тогда, когда его спутник имеет самые добрые намерения. Конечно, это не безусловно. Случается, что кто-то вступает в брак незрелым, будь то мужчина или женщина, и, будучи в зависимости от своего супруга, не разрушает брака. Например, когда женщина понимает, что имеет дело с большим ребенком, своим мужем, и ведет себя соответствующим образом, то это способствует жизненности их брака. И когда муж понимает, что имеет дело с большим ребенком, его женой, и ему хватает мужества и силы, чтобы помочь супруге достичь зрелости, то брак сохраняется.
Еще раз повторим, что в жизни больше условностей, чем на словах. Приведу немного теории. Примите на вооружение то, что сочтете нужным. Необходимо быть зрелым с разных точек зрения для вступления в брак. Ведь если человек не достиг зрелости, то ошибается и в выборе супруга, и будет иметь сложности в совместной жизни, и вообще в создании семьи, в воспитании детей не будет иметь успеха.
Когда же достигается зрелость? Может, человек никогда не достигнет полной зрелости. Я думаю, что существует некоторый возраст, не связанный с телесным возрастом и зависящий от внутреннего устроения и воспитания. Его может достичь каждый.
То же, надо заметить, происходит и в духовной жизни. Всю жизнь и даже в вечности происходит наше возрастание, поскольку Бог безграничен. Но хоть существует постоянное возрастание в духовной жизни, есть такой духовный возраст, когда человек достигает зрелости и может стать, к примеру, подобным святому Антонию.
Святой Антоний Великий не переставал возрастать духовно, но на каком- то этапе достиг такого духовного возраста, что смог наставлять множества прибегавших к нему за советами монахов. Мы знаем, что Антоний Великий был затворником, подвизался, боролся с искушениями, но в конечном счете стал учителем пустыни, наставил большее число учеников, чем скольких наставляют профессора, и некоторым образом руководил жизнью тех монахов. И когда мы говорим о его наставничестве, то имеем в виду руководство над всей духовной жизнью. Он должен был предвидеть определенные вещи, чтобы наставлять, наказывать, накладывать правила, чтобы помочь монахам достичь смирения и придти к самопознанию.
Итак, я думаю, что есть возраст, когда человек достигает зрелости. Однако есть люди, которые и в 35, и в 40, и в 50 остаются детьми. Есть и такие, которые могут и в 25, и в 30 достичь относительной зрелости. Человеку, готовящемуся вступить в брак, надо созреть по крайней мере для брака, а затем он уже достигн

Hosted by uCoz