Сравнительный анализ учения об апостоле Петре в римо-католической и православной традициях  

Исследование имеет своей целью сопоставление современного католического учения об апостоле Петре по тексту книги Папы Бенедикта XVI "Иисус из Назарета" (1) с православным учением, изложенным Отцами Церкви и исчерпывающе представленном в статье о. Иоанна Мейендорфа "Апостол Петр в византийском богословии".
Теме апостола Петра посвящена девятая глава книги "Иисус из Назарета", которая озаглавлена "Исповедание Петра и Преображение: две важных вехи на пути Иисуса".
Важно подчеркнуть, что автором книги является наш современник, здравствующий понтифик Римо-католической Церкви. Как известно, католическому Западу свойственно предвзятое отношение к словам папы, провозглашенным "ex cathedra", как к безусловной истине. Тем не менее, современные богословы отмечают либеральность позиции папы: он "не формулирует некую догму, а представляет на суд общественности свои размышления" (Томас Зёдинг, 1). В главе, посвященной исповеданию апостола Петра, папа Бенедикт XVI сопоставляет разные трактовки соответствующих отрывков Евангелия западными богословами, показывает их сильные и слабые стороны, полемизирует с некоторыми выводами и не называет неоспоримо свою позицию единственно верной. Так, тема "первенства" апостола Петра, являющаяся одной из основных позиций Римо-католической Церкви, хоть и названа (см. 1, с. 300: "Это первенство подтверждается самыми разными источниками, относящимися к Преданию"), но не безусловна. Папа Бенедикт XVI через несколько страниц уже не выделяет апостола Петра, а ВСЕМ ученикам приписывает ощущение Божества Иисуса Христа: "В Нем неожиданным и удивительным образом претворялись великие мессианские слова: "Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя" (Пс. 2:7). И это чувствовали Его ученики, когда в минуты озарения им, потрясенным, открывалось, что перед ними Сам Бог… В этих определениях выражалось их внутреннее признание Иисуса, которое, однако, на том этапе ещё не сложилось окончательно и потому не могло быть облечено в ясную форму, подобную той, какую мы обнаруживаем значительно позже, когда Фома, прикоснувшись к кровавым ранам Воскресшего, потрясенный, восклицает: "Господь мой и Бог мой" (Ин. 20:28) " (1, с. 307-308). Таким образом, папа Бенедикт XVI осознаёт, что исповедание апостола Фомы было богословски более "зрело", чем все предыдущие исповедания, и в том числе исповедание апостола Петра, исповедание, на котором западное богословие строит догмат о первоверховности Петра и его преемников, патриархов Рима. Теперь можно понять, что в книге папы Бенедикта XVI мы имеем дело с уже либерализированным учением, а не с той безоговорочной схоластикой, с какой боролась Православная Церковь в лице выдающихся византийских (назвать хоть св. Марка Эфесского, почти единолично отражавшего натиск католиков и давление императора на Флорентийском соборе) и русских богословов. Именно эта борьба взглядов и трактовок подробно описана в статье о. Иоанна Мейендорфа "Апостол Петр в византийском богословии" (2).
1. Исповедание Петра в изложении Священного Писания и отцов Церкви.
Обратимся непосредственно к первоисточнику: евангельскому повествованию о исповедании апостола Петра. Евангелисты Матфей, Марк и Лука сообщают нам, что когда Господь спросил учеников, за кого они почитают Его, именно Петр исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго (Мф.16,16). На что Христос ответил ему: «Ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16,18). В Евангелии от Матфея ещё прибавлено о ключах Царства Небесного: "дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф.16, 19). Эти слова стали камнем соблазна для западного богословия, так что на ПЕРВОМ ВАТИКАНСКОМ СОБОРЕ (1870 г.) была принята догматическая конституция о Постоянстве первенства блаженного Петра в Римских Первосвященниках и о Безошибочном учительстве папы Римского.
Однако сами тексты Священного Писания не подтверждают такой односторонности взглядов. Буквально через 2 главы в том же Евангелии от Матфея слова, обращенные ранее к Петру, адресуются уже всем ученикам: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф.18, 18). В книге Деяний Апостольских рассказывается, как Пётр так говорит перед синедрионом о Христе: «Он есть камень, пренебреженный вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения» (4,11). Соратник Петра, Апостол Павел в послании к Римлянам пишет о Христе: Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него не постыдится» (9,33). Он же в первом послании Коринфянам пишет: «И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (10,4). А вот что говорится в Апокалипсисе про небесный Иерусалим: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (21,14). О. Иоанн Мейендорф в своей статье приводит обширный перечень цитат из творений святых отцов как Восточной, так и Западной Церкви, опровергающий сведение исповедания Петра к его личному возвышению. "Да и как можно утверждать учение о власти кого бы то ни было из Апостолов над другими, когда сам Христос, умывая им ноги, сказал: «И вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример…» (Ин.13,14-15). И не даром, когда Петр не последовал той вере, которую первоначально исповедал, стал перечить Христу, то услышал: «Отойди от Меня, сатана…» (Мф.16,23)"(3).
Обратимся к словам великих отцов Западной Церкви. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «То, что сказано Петру, сказано и прочим». Блаженный Августин: «Неужели Петр получил эти ключи, а Павел не получил?».
Если обобщить всё святоотеческое наследие, то следует заключить, что Церковь является не сам Петр, а его исповедание. Петр не был ни основанием или даже строителем Церкви – только Сам Христос, о Котором Петр произнес это исповедание, может быть основателем и строителем Церкви (см. 1 Кор. 3,11). Петр же лишь камешек в этом огромном строении (1 Пет. 2,5). Исповедание Петра является основанием для всех апостолов и пророков, а краеугольным камнем является Сам Иисус Христос (Еф. 2,20 - 22).
И, как замечает о. Дмитрий Кравченко, "даже на II Ватиканском соборе католическая богословская комиссия, изучая данный вопрос, в 1964 году, на 3-й сессии собора, отвергла мнение о том, будто бы только Петру были даны ключи царства" (3).
2. Другие исповедания апостола Петра и прочих апостолов.
Однако следует отметить наблюдательность Папы Бенедикта XVI, который в своей книге приводит целый ряд "исповеданий" апостолом Петром и другими учениками славы и силы Божией, свидетелями которых они были. Призвание апостола Петра предварялось чудесным уловом рыбы (Лк. 5, 5-8). Тут Петр впервые называет Христа не наставником, а Господом (по-гречески, Κυριος), слово, которым Ветхий Завет называет Бога (1, с. 304). В другой раз апостол Петр идёт по воде Генисаретского озера ко Христу по Его повелению и не тонет. Это явное чудо, хождение по водам Христа и Петра, укрощение бури, вызывают признание всех апостолов: "Ты Сын Божий" (Мф. 14, 22-23). В Евангелии от Иоанна после слов Христа о Хлебе жизни, когда многие соблазнились, Петр в очередной раз исповедует веру ВСЕХ (поскольку говорит не только за себя): "Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго" (Ин. 6,68-69). Постоянные чудеса исцеления, прозрения, воскрешения, умножения хлебов, Преображение Господне, свидетелями которых были все ученики, формировали их исповедание. Ещё Нафанаил, призванный Филиппом, когда Христос сказал, что видел его под смоковницей, ответил: "Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев"(Ин. 1, 49). Ну и упомянутое выше исповедание апостола Фомы… Всё это свидетельствует о том, что не один Петр и не единожды исповедал Божество Христа, поэтому выделять его среди прочих апостолов не представляется уместным.
3. Уничижительные для апостола Петра места в Евангельском повествовании
И последний аргумент против возвышения личности Петра над прочими апостолами – это неоднократные "промахи" в его поступках, вызванные его пылкой натурой.
Апостол Петр отговаривает Христа от страданий, про которые Он возвещал ученикам и за это слышит резкие слова от Самого Христа: "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 21-23). Вряд ли можно представить, чтоб основание Церкви наделялось такими эпитетами!
Во время Преображения, описанного во всех синоптических Евангелиях, апостол Петр опять не к месту сказал: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе" (Мк. 9, 5-6). Эти слова передаёт только Марк, писавший Евангелие со слов самого апостола Петра. Так же во время Тайной вечери Апостол Петр чуть не лишился "части со Христом": "Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин. 13, 8-10). Петр не кстати отрезал Малху ухо.
Петр трижды отрёкся от Христа (как более полно описано в Евангелии от Марка (Мк. 14,66-72)). И беседа Воскресшего Христа с Петром, изложенная у Иоанна Богослова, которую некоторые западные богословы расценивают как ещё одно свидетельство о первоверховности Петра, является ни чем иным, как вторичным трикратным призванием к апостольству. "Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих" (Ин. 21, 17). Здесь Петр назван своим настоящим именем, поскольку имя Пётр (камень) он скомпрометировал своим трикратным отречением. Здесь мы наблюдаем характер Петра, который, не понимая, что к чему, начинает печалится, что его трижды спрашивают об одном и том же.
4. Первоверховный апостол Петр, первенство Римского престола.
Тем не менее Православная Церковь ежегодно празднует память первоверховных апостолов Петра и Павла. "Да, он заслужил этого за свои труды по просвещению людей, как заслужил и Апостол Павел. Петр был призван Христом утверждать братьев своих (Лк. 22,32), он почитался в первохристианской общине, наряду с Иаковом и Иоанном, за столпа Церкви, как повествует Гал.2,9. И даже среди них троих он пользовался большим авторитетом. Так, например, именно он дал лежащему на груди Христа Иоанну знак, чтобы тот спросил Спасителя о предателе, именно он произнес пламенную речь в день Пятидесятницы, в день основания Церкви" (3). Патриарх Варфоломей Константинопольский выразил отношение к первенству Римского престола в следующих словах: «Все мы, православные..., убеждены, что в первом тысячелетии существования Церкви, во времена неразделенной Церкви, было признано первенство епископа Рима, Папы. Однако, первенство это было почетным, в любви, не являясь юридическим главенством над всей христианской Церковью. Иными словами, согласно нашему богословию, это первенство – человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр». Таким образом, христианский Восток никогда не разделял представления о первенстве как о божественном праве, которое было дано Христом святому Апостолу Петру, а от него – всем епископам Рима" (4). Одновременно из слов константинопольского патриарха мы замечаем смягчение трактовки заслуг и роли апостола Петра с точки зрения представителя Православного богословия, что так же свидетельствует о желании диалога между христианскими Западом и Востоком.



1. Папа Бенедикт XVI. Иисус из Назарета. Спб., 2009.
2. О. Иоанн Мейендорф. Апостол Петр в византийском богословии // ΆΩ, 3, 1997.
3. О. Дмитрий Кравченко. Место Апостола Петра в Церкви. // http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=10730
4. http://www.patriarchia.ru/db/text/329231.html

Песня про апостола Петра

Hosted by uCoz