Глава из книги митр. Иерофея Влахоса «Исихия и богословие».
|
Тот взгляд, которого придерживается наша Церковь, не является совершенно противоположным и не связанным со светской психотерапией.
Как нам известно из других исследований, в западном христианстве утрачена церковная традиция духовной бдительности, но развиты другие составляющие христианской жизни. У католиков развилась вместе со схоластикой гипертрофированная разумность, которая стала основой как христианской жизни, так и жизни в целом; у протестантов расцвела нравственная сторона жизни, которая оставляет неразвитым внутренний мир человека. По этой причине западный человек, находясь в узких и бесчеловечных рамках схоластики и пуританства, нашел другой способ разрешать различные проблемы – посредством психологии, психоанализа и психотерапии. Следовательно, это изобретение в действительности является поиском западного человека того богословия духовной бдительности, которое имеет Церковь. Поэтому даром нашей Церкви поиску западного человека является подношение хранимого ей сокровища – традиции исихазма.
Среди методов, изобретенных не Западе, есть и так называемая экзистенциональная психотерапия, которую Франкл назвал логотерапией, и которая призвана к поиску смысла жизни.
Франкл в своих текстах говорит о том, что логотерапия заключается в поиске и обретении логоса-смысла жизни, о разнице между логотерапией и психоанализом, о трех основных условиях логотерапии: «свободе желания, желание смысла, смысл жизни», о трагической триаде: «боли, смерти и виновности», о ноогенных и психогенных неврозах, о феномене парадоксального намерения, об экзистенциональной встрече с логотерапевтом и т. д. Это очень важно, поскольку вплотную приближается к методу, хранимому нашей Церковью (мы не игнорируем, конечно, и особенностям этих двух методов).
Также надо отметить, что ученые Америки приходят к выводу, что проблемы, мучающие человека, связаны между собой, и поэтому необходимо всем наукам действовать сообща: так, наука должна использовать знание, хранимое в религиозной сфере, поскольку все проблемы человека связаны с его происхождением и окружением, как и с его чаяниями…
Очевидно необходимо сотрудничество между неврологией и психиатрией, чтобы неврология изучала влияние окружения и психики на биологический организм человека, а психиатрия изучала влияние невробиологии на психологическое и общее поведение человека. Но и эти две науки должны использовать выводы других наук, в том числе и религии, поскольку было подтверждено, что мечты, связь человека с Богом и нападение духов злобы, и Божественное действие, имеют влияние, положительное или отрицательное на психологическое и даже физическое состояние человека. Известно из разных исследований, что вера в Бога оказывает влияние на организм человека, и сатана действует на головной мозг, когда имеются к этому определенные духовные причины.
Такое сотрудничество наука должна вести с Православной Церковью, которая не потворствует человеческим слабостям, не дает метафизические утешения, как некий наркотик, но приводит человека к встрече «лицом к лицу» с истинным Богом, что несет большие антропологические и общественные последствия. Преодоление смерти, как видно в жизни святых, в нетлении их мощей, показывает на истинность терапии и огромный потенциал православного богословия.
Конечно, никто не отрицает важности науки в целом, неврологии и психиатрии в деле психического здоровья человека. Человек, находящийся в состоянии падения, может найти много способов утешиться, как и заключенный может разными способами облегчить свое пребывание в тюрьме. Один старец говорил, что неверующие и невоцерковленные люди могут использовать некоторые обычные человеческие средства, чтобы отдохнуть от душевных страданий. И в этом помогают психиатрия, психоанализ и психология. Но проблемой человека не является только психический отдых и человеческое утешение, а преодоление смерти и соединение с Богом. Это достигается только вместе с Православным богословием, с традицией исихазма. Все человеческие средства и психологические приемы лечения человека, даруя утешение, остаются в тварности, тленности и смертности, т. е. находятся в падшем состоянии и не могут вывести человека из сени смертной. Только вмешательство нетварного Христа дает другое значение и перспективу смертности и тварности человека, поскольку только нетварное может помочь тварному выйти из границ своей тварности.
Вывод тот, что мы, православные, имеем огромное сокровище и богатство, о котором, к сожалению часто не знаем. Современные исследования обнаруживают это богатство. Но раньше многие церковные круги Греции не знали об исихазме – методе духовного бодрствования Церкви, и с воодушевлением принимали западные открытия, которые, как мы показали, являлись результатом незнания Православного метода терапии.
Настало время, наконец, чтобы мы перестали чувствовать себя бедными родственниками открытий западного мира и постигли глубину нашего предания. К тому же, говоря научным языком, на нас не распространяется англосаксонский тип, а наш собственный тип исходит из всей нашей традиции. Мы можем принять некоторые основы западной традиции, но они должны гармонично ассимилироваться в нашем сознании.
В целом, следует со вниманием отнестись к богословию св. Григория Нисского, св. Григория Паламы, св. Максима Исповедника, старца Порфирия и многих других, поскольку оно имеет очевидно терапевтическое действие.
Приложение к книге С. Артербурна и Д. Фельтона «Вера вредящая и спасающая».
|
Являетесь ли Вы религиозным фанатиком?
1. Не жаловалась ли Ваша семья, что Вы предпочитаете церковные службы внутрисемейному общению?
2. Не чувствуете ли Вы вины, когда пропускаете воскресную службу?
3. Не ощущаете ли Вы, что Бог смотрит за Вашими действиями, и когда Вы не усердны, Он может отвернуться от вас или не благословить Вас?
4. Не говорите ли Вы детям, что делать, не объясняя им, для чего это, только по тому, что чувствуете себя правым?
5. Не находите ли Вы, что у Вас нет времени на отдых, поскольку Вы усердно посещаете церковные мероприятия?
6. Не жаловались ли люди, что Вы постоянно цитируете Священное Писание в своих беседах, так что им становиться трудно общаться с Вами?
7. Даете ли Вы деньги на храм в ожидании воздаяния Божьего?
8. Не испытывали ли Вы когда-нибудь плотских чувств к наставнику?
9. Испытываете ли Вы трудности, когда должны решить что-то без совета наставника, даже в простых вопросах?
10. Не думаете ли Вы, что Ваш наставник обладает большей духовной силой, чем другие люди?
11. Не побуждала ли Вас Ваша вера жить уединенно, что обостряло общение с семьей и друзьями?
12. Не ожидаете ли Вы от наставника быстрого разрешения жизненных проблем?
13. Не испытываете ли Вы чувства вины за мельчайшую погрешность?
14. Не портятся ли Ваши отношения из-за того, что ваша вера сильней, чем у Вашего спутника жизни?
15. Не приходило ли Вам в голову убить себя или других, чтобы обитать с Богом?
16. Не верите ли Вы, что Бог общается с Вами через внутренний или даже слышимый голос?
17. Не чувствуете ли Вы, что Бог прогневан на Вас?
18. Не чувствуете ли Вы, что все еще наказываетесь за Ваш прошлый грех?
19. Не стремитесь ли Вы к подвигам, чтобы заслужить прощение Божие?
20. Не говорили ли Вам. Что Ваш наставник манипулирует Вашими чувствами и мыслями?
Если Вы ответили «да» хотя бы на три вопроса, Вам следует задуматься о том, чтобы не стать религиозным фанатиком!
Павел Кимисис. Встреча психиатрии и веры
|
Павел Кимисис, профессор психиатрии.
Встреча психиатрии и веры.
Добродетель любви в религии и психологии.
«И я покажу вам путь превосходнейший» (1 Кор. 12:31).
«Нет трудности, которую бы не преодолела настоящая любовь.
Нет болезни, которую бы не излечила настоящая любовь.
Нет двери, которую бы не смогла открыть настоящая любовь.
Нет пропасти, через которую истинная любовь не перебросила бы мост.
Нет стены, которую бы не разрушила настоящая любовь.
Нет греха, который бы не простила истинная любовь.
Если ты сможешь любить по-настоящему, то будешь самым счастливым и могущественным человеком на земле» Е. Фокс.
Для введения в вопрос об отношении современной психологии к любви необходимо прояснить предназначение любви. Когда понятие встречается в языке часто, существует множество слов, характеризующих его. Так, эскимосы имеют около двадцати слов для характеристики снега.
Слово «любовь» часто встречается в песнях, поэзии, ежедневных разговорах.
В области психологии и психиатрии на слово «любовь» наложено табу, которое мы боимся нарушить. Вероятно это связано с тем, что мы боимся ввести в научный аппарат такие понятия, которые уменьшат научную объективность психологии. Может, связь любви с религией приведет к сближению науки с религией. Однако такое взаимопроникновение может иметь значительный теоретический и практический смысл в случае связи психологии и религии.
|